Почему дорожают окна из ПВХ?


3 Декабрь, Пятница, 2010

Ценовые колебания на рынке, безусловно, значительно влияют на деятельность любой компании. В таких условиях руководству предприятия нужно следить за развитием данной ситуации, чтобы уметь прогнозировать ценовой рост, а также определять, является ли он следствием сезонности либо существуют другие причины. Сейчас мы попробуем определить самые основные факторы роста цен на рынке оконной индустрии и тенденции развития данной ситуации в целом.

Изменение цен оконных конструкций в большей степени зависит от сезонности. Во второй половине года стремительно возрастает спрос на окна. В этих условиях повышается и их стоимость.

Однако существуют и другие причины, которые влияют на рост цен на оконном рынке. И самое главное, что эти причины могут вызвать продолжительный рост стоимости данной продукции. Это может значительно изменить ситуацию на рынке окон. Данные ежемесячных мониторингов свидетельствуют о том, что за последний год цены на окна на рынке в среднем увеличились на 10%. Для рынка окон это довольно резкое изменение. Главной причиной этого изменения стало повышение цен на комплектующие элементы. Стоит отметить, что увеличение цен на фурнитуру и армирование произошло еще в начале весны этого года. Изготовители окон пытались сдерживать рост цен, используя свои внутренние ресурсы. Но повышение стоимости на пластиковые профили сделало неизбежным возрастание цен на готовую продукцию.

Остановимся на фурнитуре. Отечественный рынок оконной фурнитуры на сегодняшний день почти полностью зависит от зарубежных поставок. На российский рынок фурнитуру поставляют в основном зарубежные производители, такие как MACO, Siegenia-Aubi, Roto и т.д. Деятельность отечественных производств по изготовлению фурнитуры в силу ряда причин существенно не влияет на рынок.

Основные страны, которые доминируют на рынке черной металлургии - это США, Япония, Китай, Россия. Однако необходимо учесть то, что производство оконной фурнитуры – это довольно узкий сегмент черной металлургии. Это объясняется тем, что фурнитура изготавливалась из нагартованной (специально упрочненной) стали высокого качества. Из такой стали изготавливали самые основные детали для оконной фурнитуры. Производители продукции из стали, в частности фурнитуры, в европейских странах, в первую очередь, зависят от поставок сырья из ведущих стран (большой четверки), потому что собственные месторождения не покрывают все потребности. Из-за большого спроса в сегменте упрочненной стали возник реальный дефицит, который привел к росту цен. Повышается стоимость практически всего: коксующего угля, железорудного сырья, лома черных металлов. Свое влияние на рост цен оказывает рост цен на газ, транспортные перевозки и электроэнергию.

Теперь давайте обсудим армирование. Армирование, также как и фурнитура, - это продукт сталелитейных компаний. Цены на него зависят от общей ситуации на рынке черной металлургии. Но в данном сегменте доминирует продукция отечественных производителей. Объективных предпосылок для стремительного роста цен на продукцию черной металлургии на нашем рынке не имеется. Основной фактор, который вызывает повышение цен – это действие конкретных отечественных производителей. В нашей стране отсутствует дифференциация налогов, зависящая от уровня прибыли. Сверхприбыль компании никто не оценивает, поэтому такое явление не имеет последствий. Это может вызвать у производителя постоянное желания увеличивать стоимость своей продукции.

А теперь рассмотрим ситуацию с ПВХ профилями. Значительная часть профиля, которая потребляется на отечественном рынке, производится в России, хотя европейские, турецкие, японские компании по производству пластиковых профилей не прекращают поставки своих профилей. Сырье, необходимое для производства пластикового профиля, которое изготовляется российскими производителями, закупается у российских химических предприятий. В данной ситуацию на ценовую политику влияют события, которые происходят в химической отрасли России.

Основная причина всех изменений, которые произошли на рынке ПВХ – это действия ЕТК (Единой Торговой Компании). Данные Федеральной Антимонопольной Службы свидетельствую о том, что доля ЕТК на рынке составила 65%. Это позволило ей увеличить цены на ПВХ-С на 10%. К тому же, установление новых монопольных схем сбыта готового продукта, лишило покупателей возможности самостоятельно определять, на каких условиях, и у какого производителя приобретать пластиковые профили. Помимо рынка ПВХ Единая Торговая Компания осуществляет контроль над рынком каустической соды, являющимся главным компонентом для изготовления суспензионного ПВХ. Нынешние цены на соду, которую предлагает своим потребителям ЕТК в 2 раза меньше, нежели те, которые существовали два года тому назад. Данная ситуация выводит за рамки понятия о «рыночной конкуренции».

Давайте сделаем выводы. Все вышеперечисленные события существенно влияют на ценовую политику рынка окон. Рост цен лишь частично связан с сезонностью, в остальном это воздействие макроэкономических факторов. Мы рассмотрели лишь часть тех факторов, которые стали причиной ценового роста на рынке за последние 6 месяцев. Мы не обсудили отдельную тему, связанную с поставками стекла, которое также подорожало почти на 10%, а также другие показатели, влияющие на рыночную ситуацию.